Статьи и ссылки

Чудесный сайт посвященный игрушкам,народной кукле.Большой отдел посвящен Глиняной игрушке ................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................... Спецально посвященный окарине сайт.Там много полезных ссылок. Окарина
..................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................... Филимоновская игрушка
Сайт посвященный Филимоновской игрушке................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................ Museo-dei-Cuchi- Музей свистульки в Италии .........................................................................................................................................................Они же на facebook ................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................... -Керамика и свистульки,Рига- Svilpaunieku Bazārs Dace Zvanītāja un Raitis Zvanītājs ....................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................... Керамика Кубани,Краснодар сайт Ирины Костецкой и Владимира Безбородова

- "Окарина - это глиняный духовой инструмент. Его младший брат - свистулька. Она не просто
музыкальна, но и служит оберегом от злых духов. Издревле на Руси свистульки вешали на шею
детям, чтоб избежать "сглаза" и защитить от недобрых сил. У простенькой свистульки обычно 3
ноты, небольшой размер - максимальное удобство для детской руки. Я восхищаюсь
традиционными народными свистульками - столько в них характера, смысла, какого-то
первобытного изящества... Наши авторские свистульки сделаны по тому же принципу - яркие,
удобные, очень звонкие.
Музыку любят все. Но освоить музыкальный инструмент малышу сложно. Да и взрослый не
всякий умеет играть на духовом инструменте, а когда вокруг праздник и веселье - душа так и
просит собственной музыки! Здесь - просто дуешь, закрываешь-открываешь дырочки, и вот
тебе и звук, и мелодия. Поэтому самое место свистулькам - на народной ярмарке -
показать-рассказать смогут, и посвистеть можно, никто не обидится - праздник ведь!
И не бойтесь зубатых существ! зубы - признак здоровья! Да и для охраны дома подходит"



Полунин Александр Николаевич.
Сайт автора
(статья оттуда)
"Как изготовить окарину из керамики.
Для изготовления окарины подойдёт любая пластичная жирная глина.

Начать лучше с небольшой окарины. Предварительно надо создать замкнутый объём, вручную или, лучше, с помощью отливки из глины в гипсе.

Вторым, наиболее ответственным шагом будет прорезка отверстий, для свисткового устройства, которые надо сделать согласно прилагаемому чертежу.

Изготовить две одинаковые по звучанию окарины - не возможно, в этом, может, и заключается индивидуальность и непредсказуемость каждого отдельного инструмента.

Дополнительные отверстия в корпусе изменяют звучание в сторону более высоких частот.

С приобретением опыта, заставить звучать можно любой замкнутый объём, произвольной формы. Ограничением может быть только фантазия мастера.

Обжиг, стандартный, как и для любой керамики.

Удачи в успешном изготовлении ОКАРИНЫ

ИСТОРИЯ ОКАРИНЫ


При постройке крестьянского дома в его фундамент закладывали коня, как символ прочности хозяйства. Но изводить животное или ждать его смерти для начала строительства, было накладно. В связи с этим, его заменили петухом, а вырезанный профиль коня поместили наверх дома, который и называется: конёк крыши.
Изображение птицы наверху здания, так же служит оберегом. Эти же мотивы широко применяются в керамических изделиях. Таким образом, все данные темы: изображение птиц, коней и других животных, с разнообразным декорированием их, служит не только простым украшением, но и талисманом, оберегом.
Простые глиняные свистульки, трансформируются в более сложный духовой инструмент: окарину, игра на котором, отгоняет злых духов. Размещая внутри помещения данные изделия, считается, что они охраняют дом от негатива.
Окарина – духовой этнический инструмент произвольной формы (обычно овальной или яйцевидной), сделанный из керамики или глины, с несколькими отверстиями. Считается, что первые окарины появились у индейцев Южной Америки 3500 лет назад, а по некоторым данным им даже более 10.000 лет.
Название окарина появилось в 19 веке, когда итальянец Джузеппе Донати придумал современную форму этого инструмента, и означает гусёнок.
Простота устройства окарины не означает лёгкость изготовления. Состав глины, внутренний объём и форма изделия, количество отверстий и их расположение, обжиг – всё это определяет звучание инструмента или его отсутствие."

Нижний Новгород
Мастерская "Корвус"-сайт
"Глиняная окарина - один из самых древнейших духовых инструментов. Окарина появилась задолго до изобретения железа. Тогда еще не было современных государств. Это подтверждается многочисленными находками археологов на территориях Африки, Индии, Азии, Европы, Южной и Центральной Америки. Взять хотя бы старейшие экспонаты Тегеранского национального музея - свистульки (окарины), датированные 2500 годами до н.э., или старейший национальный японский "окарин", называемый ТАН. Наконец, славянские гудухи, сопилки и свистульки - все эти инструменты можно отнести к разряду окарин.
Окарина вовсе не итальянский инструмент, изобретенный в девятнадцатом веке, как нам это пытаются преподнести. Большинство исследователей сбивает с толку перевод названия с итальянского - "гусенок". Поэтому в ее форме, конечно же, нашли сходство с гусем...

Окарина тысячи лет использовалась в качестве ритуального инструмента. Ее звуки сопровождали свадебные обряды и погребальные тризны. Ни один праздник не обходился без этого загадочного инструмента. Звук окарины помогал волхвам отстраниться от этого мира и начать общение с иным миром. Одни ритуалы были веселыми и шумными, другие - тревожными и тихими. Но все они были неотъемлемой частью жизни человека. Придавали ей особый смысл и особую ценность. И сейчас окарина умиротворяет слух ищущих. Она помогает взглянуть внутрь себя, ненадолго подняться над миром забот и суеты.

Попробуйте сложить ненапряженные ладони рук вместе в древнем молитвенном жесте. Теперь отведите сложенные большие пальцы и приложите к губам. Это и стало прообразом формы современной окарины. Заметьте, и объем, и форма и... никаких ассоциаций с гусенком. Некоторые и сейчас могут извлекать звук из такой "ручной" окарины.

Устроена окарина гениально. В антропоморфной либо зооморфной фигурке (проще сказать - глиняном изображении человека или животного) или просто яйце делается полость, в которую вдувается воздух. На пути воздушной струи под определенным углом расположен рассекатель. На нем-то и возникает первая вибрация, которая усиливается полостью окарины и ею же и сглаживается. Поэтому обертона окарины не имеют острых углов, они мелодичны. В то же время глиняные стенки окарины делают ее звук загадочно закрытым. Вся прелесть звука окарины известна только играющему на ней.

Дополнительные отверстия в корпусе окарины предназначены для изменения высоты звука. При одном или двух отверстиях инструмент приобретает название «Зозуля или «Кукушка», при большем количестве инструмент становится окариной. Наиболее искусные мастера умеют изготавливать двойные окарины. Воздух в таких окаринах вдувается одновременно в обе полости. Каждая полость имеет свою тональность. При игре на такой окарине создается впечатление, что играют двое.

Диапазон окарины, обычно, не превышает октавы"

Чистый звук глиняной свистульки
А. БОНДАРЬ (г. Вологда).
Статья:

Отношение к свистульке как к детской забаве возникло сравнительно недавно. В древние, языческие времена глиняная игрушка была магическим инструментом, способным вызвать ветер и вместе с ним дождь, отпугнуть нечистую силу. В дальнейшем, когда обрядовое значение свистульки утратило смысл, ее развитие пошло по двум направлениям.

Первое - это распространенный во многих странах мира духовой музыкальный инструмент окарuна со свистковым устройством, род флейты (итальянское ocarina - буквально "гусенок"). Ее глиняный, фаянсовый или фарфоровый корпус яйцевидной или сигарообразной формы имеет до десяти отверстий для изменения высоты звуков в регистрах от сопрано до контрабаса. К окаревидным инструментам относятся всякого рода керамические свистульки в виде птичек, рыбок, раковин и т.д.

Второе направление - народная игрушка, где свистулька может быть самостоятельным образом в виде птицы или какого-нибудь зверька и частью образа, например филимоновской "барыньки". Народный мастер из села Филимоново Елена Кузьминична Евдокимова рассказывала: "Игрушки наши - все свистульки, Люботу только от свистка освободили. А барынькам и солдатам полагается иметь под мышкой птицу-свистульку".

Традиционно для изготовления свистульки использовали ту же глину, что и для гончарной посуды, тщательно выбирая все посторонние вкрапления: камешки, корешки и т.п. Из хорошо промятой глины игрушки лепили, как правило, в дни обжига, когда у гончара появлялось свободное время. Чем-либо иным, более трудоемким, ему было трудно заняться, так как горн или печь требовали постоянного внимания.

Если внимательно рассмотреть работы старых и современных российских и зарубежных мастеров, можно увидеть огромное разнообразие свистковых устройств. Это зависит от "пичужки" - стека для прокалывания отверстий в свистульках. Длина у всех "пичужек" примерно одинаковая - 80-100 мм. А вот сечение весьма разнообразно. Оно может быть круглым, диаметром около 6 мм, с одного конца и овальным с другого, прямоугольным, размером 3 x 1 мм, в виде сегмента или круглым по всей длине.

"Пичужку" каждый мастер делает себе сам. Поэтому сколько мастеров, столько и инструментов; сколько промыслов, столько и приемов. Мне известен способ изготовления свистульки, где не нужен никакой инструмент, кроме рук.

Когда спрашивают, как сделать свистульку, приходится объяснять, что процесс лепки можно показать за 15-20 минут, но при этом не научить делать свистковое устройство. Успех в изготовлении свистульки приходит тогда, когда человек четко представляет природу возникновения звука.

В свистковом устройстве звук возникает за счет пульсации воздуха, попадающего из зоны нормального давления в воздушную струю, где давление понижено. Детская скакалка при большой скорости в воздухе свистит, так как за движущимся предметом создаются завихрения - зоны пониженного давления. В них и происходят колебания атмосферного воздуха. В свистульке зона пониженного давления возникает на срыве струи воздуха при выходе из канала воздуховода ниже четкой кромки (см. рисунок). Чем четче кромка, тем легче создается разрежение. Излишки воздуха отбрасываются острым язычком наружу, а струя воздуха, обегая камеру изнутри, попадает в зону разрежения на выходе канала. Здесь и возникает звуковая волна.

Наш материал - глина. Сперва изготовляется камера любым известным способом лепки, вплоть до гончарного, а затем прокалывается отверстие внутрь камеры. (Процесс изготовления свистульки см. "Наука и жизнь" № 10, 1975 г., с. 72-75.) Канал-сопло выводится на острый язычок. Последовательность изготовления отверстий для воздуха может быть любой. Важно получить в сечении четкую кромку, острый язычок и входной канал, на него направленный. Если нет засора (кусочков глины в канале и в выходном отверстии) и все сделано правильно, то звук будет четкий и звонкий.

Бывает и так, что звука не получается. Тогда надо, пока глина не затвердела, разрезать свистульку струной или крепкой ниткой вдоль на две равные части и сравнить полученный результат с представленным здесь рисунком.

Наиболее распространенные ошибки начинающих - это неверное направление входного канала, притупленный язычок, размазанная или рваная кромка на выходе из канала. Опыт обычно приходит с практикой.

Глиняная свистулька может стать маленьким произведением искусства. Лепка дает простор для фантазии. Оправданы детали, подчеркивающие декоративный либо харaктерный элемент образа. Чистота звука свистка в этом случае для некоторых авторов не столь важна.

Иное дело, когда работаешь с музыкальны м инструментом. Окарина должна привлекать красивой формой, лаконичными линиями, высоким качеством звучания. Для нее идеально подходит форма традиционной кирилловской утицы. Утилитарное значение этой фигурки (сбор воды с лотка подоконника) сегодня утратило смысл. Трансформировал кирилловскую утицу в окарину народный мастер из г. Череповца гончар Сергей Феньвеши.

И стар и млад находят в работе с глиной отдушину. Советую и вам приобщиться к этому удивительному ремеслу.
///////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////// УТКА, КОНЬ-ОЛЕНЬ - ШЕЛЕСТЯЩИЕ ОБЕРЕГИ А. ВАРЕНОВ, научный сотрудник Института археологии РАН. Со времен древнего каменного века - палеолита - мужскую и женскую одежду украшали орнаментом, нашивками и разного вида подвесками. И это не только было данью красоте, как ее понимали люди той поры, но, как говорят историки, носило знаковый характер. Любой орнамент и подвески имели глубокий смысл и тайное значение, они призваны были защищать человека от злых сил, в изобилии населявших окружающий мир. А вот орнамент изначально возник как информация о родовой принадлежности. С развитием общественных отношений такая информация множилась и детализировалась. Лишь к нашему веку индустриаль ное общество при массовом производстве товаров потребления и одежды, казалось, окончательно забыло первоначальный смысл традиционных для каждого общества орнаментов и украшений, превратив их в чисто декоративные элементы..............